Россия, Республика Северная Осетия — Алания, Владикавказ, проспект Доватора, 1, 1 этаж
Телефон:
+7 (867) 252-25-93
Пн-вс: 09:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Люди в чёрном или удивительная история о костюме евреев

Кто сможет назвать основную примету, чем отличаются от других народов евреи?

Национальный костюм. Описание его и будет представлено вашему вниманию в статье, так как именно одежда всегда выделяет еврея из толпы.

Евреи – народ западносемитской группы, родственный арабам и амхарцам (эфиопам).

Да, как это ни покажется странным, вечно воюющие и недолюбливающие друг друга арабы и евреи – близкие родственники, примерно как русские с поляками.

Однако религия, культура в целом и одежда в частности у этих народов совсем не похожи.

Традиционная одежда евреев весьма колоритная и выделяет представителей этой нации из толпы.

Людям современным и далёким от религии – а манера евреев одеваться целиком основана на религиозных представлениях – она может показаться нелепой и какой-то старомодной, «анахроничной».

Как выглядит национальный костюм евреев?

Черные сюртуки, шляпы, пояса – эти предметы еврейского костюма стали «визитной карточкой» настоящего иудея. Чуть менее известна ермолка – круглая шапочка.

Однако это далеко не все детали еврейского гардероба.

Как выглядит национальный костюм евреев?

Фото в статье демонстрирует нам образ настоящего еврея, одетого по всем правилам его народа.

image

Немного истории

Как и все национальные костюмы, еврейский традиционный наряд имеет богатую историю.

Создавался он с расчетом на то, чтобы евреи могли ассимилироваться в любой стране. Причиной такого желания была нелюбовь представителей многих стран к лицам еврейской национальности.

Первые традиционные наряды создавались под влиянием вавилонян. Освободишись от рабства, евреи продолжали носить две рубашки (одну полотняную, другую шерстяную), кафтан и широкий пояс.

image

Во время царствования Соломона еврейские наряды стали роскошнее – использовались легкие воздушные ткани, костюмы украшались золотой вышивкой и драгоценными камнями. Знатные женщины любили вплетать нити жемчуга даже в свои прически, подчеркивая при этом свое социальное положение.

image

Но со временем такая роскошь исчезла из нарядов простых евреев. Традиционная одежда стала более сдержанной, много внимания уделялось деталям и тому, чтобы наряд подчеркивал религиозность человека и его принадлежность к определенной общине.

В двадцатом веке, чтобы особо не выделяться, евреи позаимствовали у европейцев модные в то время черные шляпы и длинные сюртуки. В таком виде было проще слиться с местными жителями, селясь в любом городке Европы. И даже, когда во всем мире подобные вещи вышли из моды, евреи продолжали и продолжают их носить.

Волосы

Рассказ о головных уборах хорошо дополнит описание национального костюма народов. Евреи из простого народа носили на голове платки наподобие арабских или же просто перевязывали волосы шнурком. Зажиточные иудеи носили гладкие повязки в виде тюрбанов. Женщины из богатых семей носили на голове сеточки, украшенные жемчугом, поверх которых обычно набрасывалась вуаль, окутывавшая все тело. В длинные волосы нередко вплеталась нить жемчуга, драгоценные камни, золото и кораллы. Женщины всегда тщательно ухаживали за волосами – густая шевелюра очень ценилась. Косы спускались вдоль спины, а иногда обвивались вокруг головы. Богатые молодые девушки часто носили локоны.

Особенности

Говоря о национальном костюме евреев, следует упомянуть ряд нюансов, отличающий этот наряд от других.

image

Цвета и оттенки

В национальной еврейской одежде преобладают нейтральные тона. Основной из них – черный. Зимой также носили наряды коричневого или синего цвета. Летом в одежде доминировал белый цвет. Яркие «цветастые» наряды – это совсем не про еврейский традиционный костюм.

Ткани и крой

Еврейская культура всегда была исключительно городской. Поэтому женщины не занимались изготовлением материала самостоятельно, а покупали его. Материалы использовались самые разные, от более дешевых, до дорогих.

image

Галстук и борода

Существуют элементы одежды, которые признают лишь некоторые еврейские общины. Один из них – галстук. Он является прерогативой лишь литваков. А вот хасиды галстуки люто ненавидят; это они объясняют тем, что первым действием в завязывании галстука является завязывание узла, имеющего форму креста. Всё, что связано с крестом, ревностному иудею полагается ненавидеть.

Другая часть «одежды» – борода. Одни евреи ходят чисто выбритыми, другие аккуратно подстригают бороду, а вот хасиды вообще не признают какое-либо видоизменение бороды, поэтому она у них самая густая и чёрная среди всех евреев.

image

Разновидности

Традиционный мужской костюм состоит из простого черного сюртука и накидки.

Еврейское название этой накидки – «талит катан». Это неотъемлемый наряд национального одеяния, который представляет собой тканевый прямоугольник черного цвета с прорезью для головы и специальными кисточками по краям. Каждая из них заканчивается восемью нитями.

image

Отличительная черта этой накидки в том, что она, хоть и выглядит, как верхняя одежда, но носится не только поверх, но и под рубашку. Главное, чтобы кисти располагались поверх брюк.

image

Женский национальный костюм состоит из платья или блузки с юбкой и передника. Передник выполнял не только функцию защиты от бытовой грязи, но и охранял от сглаза.

image

Платья женщин старой веры были длинными и украшенными ручной вышивкой или кружевом. Руки скрывали за длинными рукавами, сужающимися к запястьям. В таком платье был также ворот стойка, украшенный кружевом и плотно обхватывающий шею. Плотным кольцом талию обхватывал и кожаный пояс.

image

Детский костюм для девочек практически не отличался от взрослого наряда. Платье также было достаточно закрытым, но более коротким. Мальчики до тринадцати лет не носили накидку «цитит». Ее позволялось носить только тем, кто достиг совершеннолетия, отпраздновав бармицву. Именно после этого события мальчик считался мужчиной.

image

Еврейская одежда

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»

Мы не намерены отвечать на этот вопрос, а просто познакомимся с одеждой религиозных евреев, перелистаем живой журнал мод начала позапрошлого века. Впрочем, прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на сакраментальный вопрос «Почему?!».

Итак, в середине XIX века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка «просвещенцев» — идеологов ассимиляции.

Первое, что они сделали — сменили традиционную еврейскую одежду на нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно так, с подковыркой, спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?

Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!

Улыбнулся ребе умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

Вот вам вкратце вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.

Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку

(или кипу ) и талит катан . Слово « ермолка » происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов йерэ малка — то есть « боящийся Владыки ».

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн

или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами вероятно Радзинский хасид, а может быть и Ижбицкий. Дело в том, что секрет изготовления тхэйлет

— синей краски, которую получают из особого моллюска под названием хилозон утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные нам Торой.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн

не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Вернемся к головным уборам: поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет

( кашкет или дашек ) и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков — последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.

В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч

с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург , получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл . Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.

Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш

, похожую на кнейч , но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч , и капелюш , и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет , один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.

Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет

выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.

Жалкой пародией на самет

выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер . Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.

Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл

. Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл , низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик , высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.

Штраймл

носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.

С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.

Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).

Первый классический признак: галстук

. Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.

Второй отличительный признак хасида — борода

. Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.

В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком

. Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук . Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом . Литвак гартлом не пользуется.

Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты

( рэкл ), халаты, бекечи (то есть бекеши ), жугшцы ( джубе ) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.

О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте

нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.

Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече

.

И капота

, и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.

По ширине гартла

можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.

Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн

— брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.

Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн

— до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн . Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.

Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.

Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.

Носят их, главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш

(летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн , жилет и кафтан из особой ткани (по еврейски кафтн ). Ткань кафтна — белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде — черные или темно-синие. Кафтн перехвачен двумя поясами — узким, который обычно не виден, а поверх него — белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Мы не упомянули еще очень многое — золотые парчовые халаты и бекеши

хасидских ребе, типы бород и пейойс, одежду детей и женщин.

Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов говорил, что память — единственный ключ к освобождению. Эти капотэс

видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого и чёрной сотни, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями арабских погромов в Эрец Исроэль. Это наша живая память. Но мало видеть в еврейских одеждах только знак памяти, дань прошлому. Это — живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх , режущие глаз «всему прогрессивному человечеству», останутся еврейской одеждой и тогда, когда «современная мода» безнадежно устареет и займет свое место в пыльных чуланах.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Фейсбук

image
image
image
image
image
image
image
image
image

Аксессуары и обувь

Каждый еврей свой традиционный наряд дополняет головным убором. Иногда их бывает даже несколько сразу – ермолка и поверх нее «каскет» или же «дашек». «Каскеты» внешним видом напоминают кепки старого фасона и широко распространены среди евреев, проживающих на территории России и Польши.

В повседневной жизни частью традиционного еврейского костюма является черная шляпа. Этот лаконичный головной убор, несмотря на кажущуюся простоту, очень много может рассказать о своем владельце.

Современные модели

В современном мире традиционный еврейский костюм все еще достаточно популярен. Религиозные евреи также используют ермолки и традиционные накидки. Полноценный костюм используется для различных торжественных мероприятий и собраний.

Нередко в национальные наряды облачаются и для исполнения традиционных танцев. В этом случае женщины используют более современные варианты, поскольку в традиционном облачении двигаться не совсем удобно.

Традиционный еврейский костюм – это отражение всех особенностей мировоззрения этой нации. Каким бы переменчивым ни был мир вокруг, евреи успешно подстраиваются под изменения в нем. Так и их национальная одежда, меняясь в зависимости от эпохи и места обитания, остается уникальной и не похожей на костюмы других народностей.

Источник

Немного истории

Как и любой национальный костюм одеяние евреев может похвастаться древними корнями и богатой историей. При его создании придерживались одной цели – представители нации должны легко адаптироваться в любой точке земного шара. Причина подобного желания вполне объяснима. Во многих странах евреев слегка недолюбливали.

Первые одежды создавались под воздействием вавилонских костюмов. Освободившись от оков рабства, иудеи продолжали носить по две рубахи (из полотна и шерсти), кафтан и широкий пояс.

Во времена правления царя Соломона одеяния евреев стали богаче и ярче. Для пошива одежды использовались воздушные ткани насыщенных расцветок. Костюмы декорировали драгоценными камнями и золотистыми узорами.

Знатные дамы вплетали жемчужные нити даже в прическу, чтобы подчеркнуть высокое положение в обществе. Постепенно роскошь стала исчезать из национальных одеяний. Вещи иудеев стали более сдержанными, исчез кричащий декор. Зато больше внимания уделяли отдельным элементам костюма.

Главное предназначение наряда в это время заключалось в том, чтобы подчеркнуть религиозность и принадлежность к конкретной общине.

В двадцатом столетии, чтобы слишком не выделяться из толпы, евреи позаимствовали одеяния у европейцев. В их гардеробе появились шляпы и длинные сюртуки. В подобном наряде не составляло труда слиться с местными обитателями любого провинциального городка в Европе. Даже когда во всем мире подобные предметы гардероба вышли из моды, иудеи продолжали их носить.

Одежда мужчин

Иногда школьники получают в качестве задания описать национальные костюмы народов России. Евреи – одна из самых многочисленных диаспор на территории страны. Численность их составляет порядка 254 тыс. чел. По некоторым оценкам, еще около 20 тыс. не стали во время переписи населения указывать свою принадлежность к какой-либо национальности. Сейчас наиболее характерными элементами гардероба иудеев являются темные сюртуки и брюки, а также светлые рубашки. Туристы, которые приезжают в Израиль, иногда с удивлением наблюдают за толпами иудеев в одинаковых черно-белых костюмах.

Заимствования из других культур

Царь евреев Давид любил окружать себя роскошью и богатством. Когда он пришел к власти для страны началась эра подъема. Состоятельные люди облачались в яркие и пышные одежды, кричащие о состоятельности своего обладателя.

Однако череда восстаний и междоусобиц подточила стабильность государства и Израиль распалась на две части. В Иудеи сначала правили ассирийцы, с 788 года к власти пришли вавилоняне. Если детально изучать костюм евреев тех времен, то можно заметить большое количество элементов, свойственных для вещей ассирийцев. Когда власть переменилась в наряд добавились «вавилонские» детали.

Позже костюм еще несколько раз трансформировался под влиянием Рима и Греции. Под низ мужчины надевали рубаху из шерсти, сверху накидывали полотняную сорочку с длинными или короткими рукавами. Обязательно надевали пояс. У знатных евреев его декорировали драгоценностями и золотом. Представители низших слоев населения носили кожаные или войлочные ремни, а богачи – из шерсти или льна.

Одежда женщины того же времени

Женщины-староверы обычно одевались в платья особого покроя, при помощи которого хорошо подчеркивалась форма женского тела. Частыми элементами платья были оборки, кружева и складки. Пышные рукава в области запястья застегивались на пуговицу. По своей форме они походили на баранью ногу, поэтому получили такое название. Воротник-стойка также украшался при помощи оборок и плотно охватывал шею. Вдоль подола женского платья шло несколько рядов пышного кружева. Спереди юбка была прямой, а сзади собиралась в складчатый шлейф. Если посмотреть на женскую фигуру в традиционном платье в профиль, то снизу она будет похожа на горку, одна сторона которой – отвесная, а другая – пологая. На талии женщины носили пояс, который был изготовлен из того же материала, что и само платье.

Особенности цветовой гаммы

Одеяние иудеев не отличается яркостью и разнообразием оттенков. Костюм сдержан, можно даже сказать, строг. В двадцатом столетии, разъехавшись по маленьким городкам, евреи боялись привлечь к себе внимание «аборигенов», поэтому о броском наряде даже речи не было.

Цвет иудейского одеяния можно описать одним словом – нейтральность. Наибольшей популярностью пользуется черный оттенок. В холодные дни евреи облачаются в костюм, выдержанный в синем или коричневом цвете. В летний период, чтобы спастись от удушающей жары, они надевают белоснежные вещи.

Расцвет государства и одежда

В национальном костюме евреев древности есть немало элементов, которые были заимствованы у других народов. Этот факт обусловлен историческими причинами – тогда одежда евреев больше напоминала одеяния арабских кочевников. Когда евреи переселились на другой берег Иордана, они сохранили простоту в повседневных вещах. Несмотря на тот факт, что первый правитель израильтян – царь Саул – не отличался склонностью к роскоши, именно во времена его правления одежда евреев начала отличаться богатством, яркостью и разнообразием. На этот факт повлияла добыча, которую Саул приносил из военных походов. После того как царь был убит, его место занял Давид. Во время его правления национальный костюм евреев стал еще богаче и разнообразнее. Повсеместно стали использоваться украшения.

Материал и фасон

Еврейская культура во все времена была сосредоточена исключительно на городской жизни, поэтому национального костюма для крестьян просто не существует. В отличие от представительниц иных народностей, иудейки никогда собственноручно не занимались созданием материи для нарядов. Все ткани покупали на рынке.

Покрой традиционного костюма свободный и объемный. При этом не маскирует полностью фигуру, а элегантно очерчивает силуэт. Несомненно, данный факт относится к плюсам наряда. Ведь какой женщине понравится прятать свою фигуру под бесформенным балахоном.

Борода

Интересно, что стрижка бороды была запрещена законом. Точно так же, как и ассирийцы, иудеи уважительно относились к этому элементу имиджа. Борода считалась признаком богатства и достоинства. Также считалось, что только свободные мужчины могут ее носить. За бородами тщательно ухаживали при помощи масел, разнообразных благовоний. Считалось серьезнейшим оскорблением отхватить кому-либо бороду. Но если погибал кто-то из родственников или близких друзей, у иудеев был обычай рвать на себе бороду или даже полностью ее отрезать.

Мужской наряд

Представители сильного пола не любили находиться в центре внимания. Да и для «привлечения» женщин они использовали другие методики, а вовсе не яркий и вызывающий наряд. Евреи выбрали иной путь.

Национальный костюм мужчин отличается специфической элегантностью. Он подчеркивает брутальность и одновременно религиозность иудея.

Одеяние представляет собой накидку и традиционный сюртук, пошитый из черной материи. Официальное название накидки – талит катан. Без нее невозможно представить национальный костюм еврея. Изделие представляет собой прямоугольник белоснежной ткани с широкой прорезью для головы. По краям накидка декорирована кисточками, каждая из них имеет восемь нитей.

Бытует мнение, что талит катан – это верхняя одежда. Но это заблуждение! Порой мужчины надевают ее под рубаху. Неважно, каким образом носят накидку. Главное, кисточки должны располагаться поверх брюк. Вернуться к оглавлению

Одеяние иудеек

Описание национального костюма евреев было бы неполным без рассмотрения женского гардероба. До начала царствования Соломона даже иудейки из богатых семей использовали простую одежду – такую, которую носили женщины еще в древности. С началом правления Давида вещи стали шить из прозрачных тканей, привезенных из разных стран – Египта, Финикии, Индии и Ассирии. Материал был дорогим, и потому из него шили наряды только женщины из зажиточных семей. Одежда, как правило, была длинной, со множеством складок. Чтобы создать напуск, элементы платья стягивали различными пряжками.

Гардероб евреек из богатых семей состоял из нескольких предметов верхней и нижней одежды. Он стал особенно ярким и роскошным, когда к власти пришел царь Соломон. Нижняя одежда была до самых пят и обшивалась красивой каймой по краям. Ее носили в сочетании с дорогими поясами. Для выхода в свет поверх нее одевалось еще одно платье – ослепительно белого цвета, с широкими рукавами в складку. Пояс также украшался драгоценными камнями, золотом. Иногда вместо пояса использовались широкие кушаки, к которым с помощью золотых цепочек крепились небольшие мешочки с золотой вышивкой. Верхняя одежда, как правило, была ярко-пурпурного цвета или же расшитая узорами. Она могла быть без рукавов или же распашной с рукавами.

Костюм для женщин

Дамы не могли похвастаться уникальным нарядом, но даже простые платья не скрывали их природное обаяние и красоту иудеек. Они никогда не носили широкие вещи, как европейские барышни, но в их традиционных одеяниях было что-то уникальное и загадочное.

Еврейский женский национальный костюм состоял из юбки, блузки, платья и передника. Вся одежда выполняла практичную функцию, поэтому для пошива брали темные ткани. Черный или коричневый цвет предотвращал быстрое загрязнение вещи, ведь дамы при выполнении домашней работы неизменно сталкиваются с мусором и пылью.

Основное предназначение передника – защита от дурного глаза и проклятий. Девушки с устаревшими взглядами на иудаизм, предпочитали носить платья с длинными рукавами. Подобные наряды декорировали белой кружевной вышивкой, она символизировала чистоту и доброту барышни.

Платье имело высокий воротничок, который также украшали кружевом. На талии плотным кольцом располагался ремень из кожи.

Костюм иудеев во второй половине XIX века

Если поискать изображения национального костюма евреев (картинки для детей можно найти как на соответствующей тематики порталах, так и в специальных книжных изданиях), то можно обнаружить два особенно важных элемента иудейского мужского костюма. Основными атрибутами традиционно считаются шали и шапочки. Шаль надевается во время молитв и выполняется в двух цветах. В одном из вариантов используется белый и голубой, в другом – белый и черный. Края шали дополняются кистями. Верхняя одежда у иудеев состоит из кафтана, плаща и длинного халата. Как правило, предпочитается черный цвет. В облике евреев часто присутствуют длинные пряди волос, пейсы, и бороды.

Украшения и обувь

Национальный костюм евреев содержит минимум дополнительных элементов и аксессуаров. Мужчины надевали пояс и в исключительных случаях галстук. Данная деталь наряда до сих пор вызывает у иудеев споры. Если его завязать, то получается форма креста. Приверженцев ортодоксальной веры, это пугает и отталкивает от ношения галстуков.

Барышни были большими любительницами шляпок. Большой популярностью пользовались бусы, их надевали в несколько рядов.

Обувь иудеев – это высокие и удобные ботинки, которые надежно фиксировались на ноге с помощью шнуровки. В летний период их надевали без носков. Зимой пользовались вязаными шнурками. Вернуться к оглавлению

Еврейская идеология в одежде

Национальные костюмы народов евреев уходят своими корнями в глубокую древность.

На протяжении веков они постоянно менялись, и причина тому – желание евреев замаскироваться (ведь во многих странах им было запрещено жить вообще или позволялось селиться в строго отведенных местах) или ассимилироваться.

Последняя тенденция появилась в начале XІX века: образованные представители еврейского народа решили поменять свой традиционный наряд на европейскую одежду; они стали одеваться по моде тех времён – так в еврейский обиход вошли те самые длинные чёрные сюртуки и шляпы.

Позднее данный стиль «законсервировался» и стал одним из вариантов «традиционного еврейского» одеяния, в то время как во всём остальном мире он вышел из моды.

Но в этом преображении есть определённый смысл – национальный, идеологический и даже религиозный.

Его принцип отражён в расхожем анекдоте.

Якобы в начале XІX века один из таких образованных евреев подошёл к раввину, вроде бы хранителю древнего благочестия, и, решив его «подколоть», спросил: «Ребе, а во что одевался праотец наш Авраам?».

Раввин невозмутимо ответил: «Сын мой, я не знаю, во что одевался Авраам – в шёлковый халат или штраймлу; но я точно знаю, как он выбирал себе одежду: он смотрел, как одеваются не евреи, и одевался иначе».

Действительно, испокон веков евреи стремились отличаться от всех остальных народов и делали это с бóльшим фанатизмом, чем все остальные восточные народы.

Языческую религию евреев до сих пор упорно отказываются именовать «язычеством» (хотя, если строго по науке, настоящим «язычеством» можно признать разве что еврейскую веру, поскольку она практически не претерпевала смешения с инородными культами).

Еврейская музыка, кулинария, поведение, одежда – всё это должно быть всегда не похожим на окружающее, но как именно это должно выглядеть, дело десятое.

Даже кашрут – список кулинарных (и не только) догматов – многие ортодоксальные евреи толкуют только так: «Кашрут был введён для того, чтобы отличить еврея от не еврея». Точно так же с обрезанием…

Поэтому нет ничего удивительного в том, что западноевропейский костюм начала позапрошлого века сегодня официально считается традиционной еврейской одеждой.

Национальный костюм евреев в России может показаться чем-то странным и необычным, но это традиции другого народа, которые нужно уважать.

Головные уборы

Сложно представить иудея с непокрытой головой. В некоторых ситуациях они надевают сразу несколько аксессуаров. Обычно это ермолка, прикрытая дашеком или каскетом. Данному головному убору уделяли особое внимание. Его размер и покрой несет тайный смысл.

Ермолка представляет собой круглую шапочку, которая у всех ассоциируется именно с Израилем. В дословном переводе на иврит название изделия звучит как два слова «йеэр» и «малка» (боящийся владыки, то есть Бога). Религия играет огромную роль в жизни евреев.

Ермолка может быть декорирована разными способами. Наверное, это единственная яркая деталь в костюме иудеев. Для пошива аксессуара берут войлок или шерсть, встречаются вязаные модели.

Однако мужчины не имеют права приобретать изделие на свое усмотрение, отдавая предпочтение тому или иному фасону. Выбор проводится в зависимости от того, в какой общине состоит еврей.

Чёрные шляпы также являются своеобразным указателем вероисповедания своего обладателя. Размер и декоративные элементы символизируют к какой ветке иудаизма склоняется владелец аксессуара.

Как выбрать ермолку?

Выбор ермолки – задача не такая простая, как кажется непосвящённым. В израильских магазинах они продаются как обычные шапки – на полках разложены ермолки самых разных размеров, материалов, цветов и фасонов. Однако какую именно выберет покупатель – зависит от особенностей его вероисповедания и душевного настроя. Например, хасиды не признают бархатные и вязаные ермолки. Религиозный еврей приобретает шапочку того фасона, которую носят в его общине. Это тоже отражение принципов иудаизма: сторонним наблюдателям он кажется монолитным, единообразным культом, но на самом деле он разделён на десятки течений, различающихся догматами, правилами, одеждой и т. д. Отношения между многими течениями далеко не дружеские.

Традиционный наряд в современном обществе

Еврейский национальный костюм мужской и женский в наши дни не потерял актуальности и популярности. До сих пор во многих странах можно встретить еврея, облаченного в традиционные одеяния. Не отказались иудеи и от ермолки. Глубоко верующие по-прежнему носят накидки.

Вещи слегка упростились, но на торжественных мероприятиях евреи стараются появляться в одеяниях, идентичных с теми, что носили их предки.

На тематических фестивалях также часто встречаются традиционные костюмы Израиля. Девушки выступают в современных вариациях национального одеяния, поскольку в нем проще совершать активные движения.

Верхняя одежда

Верхняя одежда у богатых иудеев делилась на два типа. После того как Израиль освободился от плена вавилонян, евреи стали носить одежду до колен и с рукавами, распахивающуюся спереди. Отделка таких кафтанов отличалась богатством. В холодный сезон были популярны кафтаны красного цвета с меховой оторочкой. На талии одежда украшалась пряжкой. На ее углах крепились кисти, которые назывались «цисес». Также существовал особый элемент еврейского национального костюма – нарамник, который мог быть одиночным и двойным. Двойной представлял собой две полосы из ткани, которые сшивались особым образом – чтобы шов был только на плечах. Оба куска материи спускались равномерно сзади и спереди. Этот нарамник был одним из важнейших атрибутов одежды священнослужителей и носил название ефода.

Ссылка на основную публикацию
Похожее