Россия, Республика Северная Осетия — Алания, Владикавказ, проспект Доватора, 1, 1 этаж
Телефон:
+7 (867) 252-25-93
Пн-вс: 09:30—19:00
whatsapp telegram vk email

Русские национальные мужские головные уборы: что носили наши предки

История русского народа настолько захватывающая и богатая, что мало кто из современных людей может похвастаться абсолютным ее знанием. Но с национальным русским костюмом знакомы многие, так как на любых празднованиях внутри страны или международного масштаба принято соблюдать традиции, надевая мужчинам исконно русские костюмы, в том числе и русские народные мужские головные уборы.

С течением времени, развитием цивилизации, импортом модных тенденций и фасонов одежды, головные уборы постепенно видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка головных уборов мужчин всех времен на Руси, но, пожалуй, останавливаться на уборах священников или шлемах воинов нет смысла. Куда интереснее рассмотреть головные уборы знати и простого народа.

image

Выкройка картуза для русского народного костюма

image

Для того, чтобы создать картуз в русском народном стиле, без использования каких-либо специфических материалов, нужно хорошо обращаться с тканью. Опыт работы приветствуется. В этой статей вы сможете узнать, как сшить картуз дома. Картуз представляет собой разновидность головных уборов. Также это один из немногих видов убранств, которые использовались исключительно на территории России.

Поражает масштаб, ведь надевали картуз практически все. Даже сословия или принадлежность к определенной религии не имела большой значимости. Исключением являются лишь официальные мероприятия.

Русские кепки в Волгограде

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

image

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Онлайн консультант». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен бесплатный номер 8-800. Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

На сайте продавца доступен «Заказ в один клик». Для перехода на сайт нажмите «В магазин»

Источник

Что требуется для пошива картуза для русского народного костюма?

Для создания данного элемента гардероба, вам необходимы следующие элементы: Основная ткань. Ширина должна быть 140 см, а длина 36-40 см. Отлично подойдёт хлопок высокой плотности.

Важно! Допускается использование и иных материалов, но тогда придётся вставлять подкладки, т. к. без нее конструкция будет рыхлой.

Подкладка. Подойдет кусок ткани 30 на 95-145 см. Наиболее оптимальный вариант — хлопчатобумажный материал.

Прокладочная ткань, необходимая для козырька. Подойдёт пластик, но он должен быть плотным, заготовка вкладыша тоже допускается.

Раскрой картуза пошагово

Инструкция, указанная в текстовом виде, может быть трудна в восприятии, поэтому можно посмотреть обучающие видеоролики. Выкройка картуза ниже.

Этапы работ

image 1. Сложите стенки деталей, причём лицевой стороной внутрь. Срезы необходимо сточить, а получившиеся швы растачать.

image 2. Сложите дно и стенки лицевой частью внутрь. Необходимо сложить срезы, после чего найти средние линии, соедините их любым удобным способом.

Важно! Чтобы шов не смог затянуться, припустите его. Интервалы между припусками должны быть равными.

3. Козырёк. Стоит отметить, что оба козырька должны создаваться при использования припусков, если говорить о внешнем срезе. Срез, находящийся внутри деталей, должен иметь припуск, который равняется около 1 см. Допустимая погрешность — не более 0,25см. Вкладыш создаётся без них, так как с ними вещь становится более «рыхлой».

image 4. Нужно растачать швы, предварительно скрепив боковые срезы околыша и его детали.

image Все детали в данном шаге складываются лицевой стороной внутрь. Подкладку и околыш положите задней стороной вверх, после чего сточите срезы. Стоит отметить, что место, где должен будет находиться козырёк, следует пропустить.

image После того, как вы соединили детали, необходимо поправить край околыша. Для этого сделайте ещё одну строчку, располагающуюся вдоль.

image 5. Соедините созданный заранее околыш и козырёк вместе с верхней деталью. Срезы должны располагаться равномерно. Это необходимо для того, чтобы готовая вещь имела хороший, объёмный вид.

image 6. Используя подкладку из ткани, изготовленной из хлопчатобумажного материала, сделайте подкладку. При обработке подкладки вещи, необходимо скрепить боковые срезы, используя стачный шов.

Источник

Мастер-класс «Народный головной убор очелье»

Светлана Симонова Мастер-класс «Народный головной убор очелье»

image

Что же такое «очелье«, по простому повязка, ободок. Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Изначально так называлась часть кокошника, охватывающая лоб. Позже его стали использовать как отдельный головной убор, схожий с венцом. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц.

В своём посте я расскажу, как шила заготовки и что у нас получилось!

Материалы: креп-сатин (атлас)

красного цвета; атласная лента в цвет основной ткани; жаккардовая лента, с цветочным узором жёлтого цвета;тесьма-змейка синего цвета; бусинки жемчужные мелкие; нитки; утеплитель строительный, для плотной основы.

image

Инструменты: ножницы, иглы, клей-пистолет.

Детали кроя картуза

Основная ткань:

Подкладочная ткань:

Прокладочный материал

1. Складываем лицевыми сторонами внутрь переднюю и заднюю детали стенок, стачиваем боковые срезы. Швы разутюживаем и расстрачиваем (2).

2. Складываем донышко картуза и стенки лицевыми сторонами внутрь, совмещаем срезы и средние линии деталей; скалываем булавками (3, 4).

Соединяем детали машинной строчкой, выполняя небольшую посадку из донышка (посадка равномерно распределяется по всей длине среза).

Для предотвращения затягивания шва надсекаем припуски шва через равные интервалы (5).

Шов расстрачиваем и приутюживаем на специальной колодке (6, 7).

3. Обработаем козырек. Напомним, что верхний и нижний козырьки выкраиваются без припусков на шов по внешнему срезу. По внутренним срезам деталей козырька припуски шва (= срезы, которые соединяются с околышем) составляют 1 см. Вкладыш козырька выкраивается без припусков на швы по всем срезам.

На изнаночную сторону нижнего козырька накладываем вкладыш, совмещаем срезы и средние линии; соединяем детали сквозной машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см от срезов (8). Затем поверх вкладыша накладываем верхний козырек лицевой стороной вверх, совмещаем срезы, средние линии и соединяем детали между собой по внешним срезам машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см.

Выкраиваем из основного материала полосу в косом направлении нитей основы длиной 36 см и шириной 2,5 см. Обрабатываем внешний срез подготовленного козырька окантовочным швом с закрытыми срезами (9).

4. Соединяем боковые срезы околыша и подкладки околыша, расстрачиваем швы (10).

Ход работы:

1. Раскроила ткань на прямоугольники (13х43)

с учётом прибавок на сшивание

image

2. Отмерила и нарезала ленты (по 20см, для завязок, «запечатала концы горячим клеем-пистолетом, что б не распускались. Нелюблю я зажигалкой поджигать концы.

3. Отмерила и нарезала жаккардовую ленту и тесьму-змейку (по 42см)

4. Пристрочила жаккардовую ленту к основе, а «змейку» оставила, родителям

image

5. Сшила «чехлы» для плотной основы, пристрочив с одной стороны и ленту-завязку, вывернула.

image

6. В сшитую основу вставила уплотнитель и предоставила возможность родителям действовать дальше

image

По такому же принципу я сшила себе очелье, украсив его по своему усмотрению.

Вот что у меня получилось

А что получилось у наших родителей, я покажу уже на девочках, в своём следующем посте.

Народный мастер Воронежской области-Дина Михайловна Бычкова Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные.

Детский проект «Головной убор для Красной Шапочки» для детей средней группы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам познакомиться и оценить нашу работу, которую мы представляли на конкурсе детских проектов в нашем городе.

Дидактические игры для детей дошкольного возраста по теме «Одежда, обувь, головной убор» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малыш». Дидактические игры для детей дошкольного.

Конспект итоговой беседы в старшей группе «Осенние одежда и головной убор» Образовательные задачи: Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначении одежды в зависимости от времени года,.

Конспект занятия по аппликации «Мордовский головной убор» с детьми средней группы Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Вид занятия: аппликация. Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского.

Мастер-класс по изготовлению панно «Народный праздник Сабантуй» В нашем городе Мелеуз Республики Башкортостан прошел муниципальный конкурс под названием «Лучший уголок родного края». И я решила что.

НОД по развитию речи и рисованию в средней группе «Головной убор» Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе тепло, светло, радостно, потому что на улице солнышко. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся.

Проект «Роняет лес багряный свой убор» Аннотация Проект «Роняет лес багряный свой убор» краткосрочный, групповой. Сроки проведения 1 месяц (ноябрь). Возраст участников проекта.

Женский головной убор Женский головной убор в русском народном костюме имеет больное значение. Головной убор указывал на отношение к разным сословия и разделял.

Источник

Выкройка фуражки или картуза

Есть у меня заказчик, которому очень трудно подобрать головной убор, т.к его обхват головы см и захотелось ему картуз или по на современный манер- фуражку. Ну что ж есть заказ, надо сделать для хорошего человека шапку. Найти хорошую, а главное нужную выкройку фуражки я не смогла, а потому решила сделать её самой, что оказалось не так уж сложно.

Рассмотрим части картуза. Он состоит из донышка, тульи, околыша и козырька. Я нашла данные форменной фуражки образца конца 18 века и использовала при изготовлении, чуть изменив.

Для картуза нужна одна мерка обхват головы, у меня она 61 см. На бумаге вычертить круг с нужным радиусом найменным при помощи числа ПИ. ОГ плюс 1 делим на 3.14 и на 2 — это радиус 1, второй радиус это донышко, оно в форменной фуражке диаметром 25-27 см. Голова большая и диаметр берем больший — 27 на 2 делим =13,5 (на фото ошибка в вычислениях)

Вырезать два круга — донышко и обхват головы. Сложить вчетверо.

Строим тулью. Через центр на обоих четвертинках нарисовать линию. На листе бумаги отчетрить ось или сложить лист и к сгибу приложить четвертинку R2 — донышка.

Теперь опуститься вниз на ширину желаемой тульи. Для фуражки 6,5-7, для картуза 4.5-6 см.

Обрисовать четвертинку соединить верхние углы четвертинок и продлить их чуть вверх и вниз что бы они пересеклись на оси. Точка пересечения О.

Из точки О найдем радиус R3 и R4. И отчертим эти два диаметра из (.) О от оси влево и вправо. Опытным путем я выяснила, что лучше делать тулью из 4-х частей. Долевая нить проходит через середину полученной части тульи.

Здесь выкройка для тульи состоит из 2-х частей, тоже не плохо получилось, но лучше всё же лучше делать из 4-х частей. Надеюсь моя выкройка фуражки вам пригодится.

Хотя выкройку этой фуражки я строила для мужчины, но и для женского головного убора она так же подойдет. В одной из следующих статей я расскажу как сшить такую фуражку.

Только исключительных головных уборов на ваши головки дорогие рукодельницы и рукодельники!

LiveInternetLiveInternet

image

Картуз — головной убор, наверное, единственный известный чисто русский мужской головной убор, использовавшийся повсеместно на всей территории России. Картузы носили без исключения все сословия, граждане всех религиозных конфеcсий, практически во всех случаях (за исключением, пожалуй, официальных приемов).

image

Происхождение картуза — прусское (по крайней мере, так считали на Руси, хотя это не факт, по-моему). По смыслу это — неформенная, гражданская фуражка. В отличие от форменной фуражки (которую в свою очередь в России носили очень многие служащие и военные). Состоит из донышка, тульи или очелья (самая верхняя расширяющаяся часть) цилиндрического околыша и козырька.

Донышко могло иметь овальную или круглую форму. Существовали так же «бескозырки» — фуражки без козырька, однако гражданские чаще всего делались с козырьком.

image Часто фуражки снабжали внутренним или внешним подбородочным ремешком, внешний выполнял так же и декоративную функцию. Более того, в гражданских фуражках (картузах) декоративный подбородочный ремень утратил свои функции и стал выполнять чисто декоративное назначение, закрывая шов между козырьком и околышем, представляя из себя тонкий крученый шёлковый шнурок. В Росси картузы стали применять с начала 19-го века, изначально в армии, где фуражку использовали взамен неудобного и тяжелого кивера в полевых занятиях, при хозработах и т.д. Практически сразу картуз, как удобный, красивый и солидный головной убор распространился и в народе.

Первоначально фуражка повторяла форму кивера — то есть это был расширяющийся вверх головной убор с козырьком, только более мягкий (в отличие от жесткого кивера). Примерно в середине 19-го века гражданская фуражка по неизвестной причине получила название «картуза», то есть матерчатого мешочка для пороха, использующегося в заряжании артиллерийских орудий. По какой причине это произошло — неизвестно. Эволюция фасона. Несмотря на то, что изначально фуражка имела прусское происхождение, практически сразу после попадания в Россию он стал развиваться своим путем. В зависимости от моды менялись размеры, форма и манера носки картуза. Так, например, в первой половине 19-го века это был довольно большой по размерам головной убор, с круглым донышком, одинаковыми по всем сторонам «четвертинками» тульи, поднимающимися туго на верх. Козырек — так же довольно большой по размерам, при этом почти вертикальный. Со временем размеры тульи уменьшались, во второй половине 19-го века тулью стали опускать сзади вниз, при этом перед остался поднятым над околышем, донышко получило овальную форму. Околыш форменных фуражек оставался на всем протяжении почти одинаковым (4,5 см высоты), а вот на гражданских картузах он со временем увеличивался, достигнув 6 и кое-где даже 8 см. Козырек постепенно уменьшался по своим размерам, как в ширину, так и в длину. Наклон козырька увеличивался, в начале века у него был угол 30 градусов, а в начале 30-х годов 20-го века он принял почти «кепочную» форму, и стал почти горизонтальным. Так называемый «козырек-лопата».

Тулья, достигнув своего минимума где-то в первом десятилетии 20-го века, снова стала постепенно увеличиваться в размерах. В начале 20-го века, наряду с картузами с маленькой тульей стал модным картуз с «широким верхом», с почти горизонтальной «шляпкой». В край такой тульи вставлялась пружина, поддерживающая донышко в натянутом положении. Чуть позже в переднюю часть тульи стали вставлять вертикальную пружину (из камышинки или другого упругого материала), который приподнимал перед тульи вверх. В основном такие картузы носили зажиточные крестьяне и купцы. «Кулацкий картуз». Гражданскую моду переняли военные, и ввели на снабжение русской армии фуражку с широкой тульей. Советские фуражки, начав свою эволюцию с картуза с маленькой тульей, постепенно увеличивались, в конце концов тулья форменных фуражек 60-х годов стала почти повторять форму фуражек начала века.

В некоторых других странах гражданские фуражки так же получили некоторое распространение. В частности, известны фуражки в Германии и Великобритании. Однако от русских картузов они значительно отличаются формой, размерами, фасонами. Например, известна и широко распространена так называемая фуражка принца Хенрика, распространившаяся и у нас в начале 90-х годов, получившая в народе название «жириновка». От русских картузов она отличается размерами, небольшим околышем, небольшим наклоном козырька, его формой, и, самое главное — отделкой по околышу и козырьку, слишком аляповатому для строгого русского головного убора. Известны так же так называемые «докерские» английские фуражи, которые так же отличаются от русских картузов формой, совсем маленьким околышем, небольшим донышком и формой козырька. Материалы. Изготавливались русские картузы из различных материалов. В основном на верх шло «покупное сукно» (шерстяная, хорошо уваленая ткань, похожая на фетр), дороговизна его не имела большого значения, так как на картуз требовалось очень немного ткани — буквально около квадратного полуметра. Так же применялись: фая (плотная шелковая ткань репсового плетения), шевиот (шерстяная ткань с небольшим начесом) и другие ткани. Для летних картузов применяли репс разных цветов, молескин (плотная ткань сатинового плетения). В качестве прикладных материалов для подкладки и прокладок) применяли хлопчатобумажный коленкор, сатин и шелк. Козырьки применяли стандартные форменные (те, что шли для форменных фуражек), простые кожаные, искусственные (полотняные, отделанные под кожу), «бумажные» — из плотного картона, предназначенные для обтягивания тканью. Так же в дело шли различные тесемочки, резинки, пуговки, пряжки и т.д.

В качестве подтулейника использовали тонкую мягкую кожу-шеврет, либо специально придуманную для этого «картузную клеенку» — то есть тонкий дерматин, гранитоль или подобные кожзаменители. Часто из такого же материала к изнанке донышка, там, где голова касается подкладки, пришивали «потничек», в форме ромба или другой фигуры (каждый мастер пытался выбрать себе какую-нибудь фигуру, отличную от других). Иногда, в картузах с широкой тульей, под донышко целиком прокладывалась кожа, придававшая дополнительную жесткость тулье. В околыш прокладывался плотный тряпичный картон, вырабатываемый из хлопчатобумажного тряпья, а не целлюлозы. Такой картон вырабатывался специально для картузов и даже получил название «картузного» или «фуражечного» картона. До сих пор в околыши российских фуражек вставляют подобный картон, на который даже есть специальный ГОСТ. Его же использовали в качестве прокладки в обтяжной козырек (козырек из основной ткани).

Хотя картуз изготавливали из тканей разных цветов, предпочтение отдавали темным тканям, черному, темно-серому, коричневому, темно-зеленому и т.д. Однако подавляющее большинство картузов было сделано из модного тогда темно-синего («индиго») сукна, красивой очень темной, почти черной окраски, красиво переливающейся на солнце. Черный цвет считался цветов священников, поэтому в гражданской одежде почти не применялся. В начале 20-го века распространение получил модный цвет хаки (для хлопчатобумажных картузов), как ни странно, в это время в армии еще почти не применявшийся, однако уже нашедший применение в гражданской одежде. Видимо, мода на него пришла из-за рубежа, где цвет хаки использовали английские войска. Так же получили распространение ткани — шанжан и меланж. Ткань шанжан, благодаря определенному переплетению нитей двух-трех контрастных цветов переливалась в зависимости от угла наблюдения. Например, ткань коричневого цвета могла переливаться зелеными и бордовыми бликами. В тканях меланж использовался другой принцип — на некотором расстоянии ткань казалась одного, обычно серого цвета, хотя была соткана из нитей, свитых из двух контрастных цветов (обычно черный и белый — «серый меланж»).

ля подкладки обычно выбирался красный цвет — в то время считали, что подкладка такого цвета не пропускает инфракрасные лучи, а значит предохраняет голову от перегрева. Хотя на недорогих картузах подкладка могла быть и других темный цветов — обычно серой, или под цвет ткани верха. Особым шиком считались картузы с «форменным козырьком» вместо обтяжного. Такие козырьки изготавливались из плотной кожи и покрывались лаком, так, что сверкали на солнце. А если его еще перед надеванием картуза дополнительно отполировать специальной, хранимой в кармане тряпочкой — то вообще великолепно! Однако такие козырьки, требующие специальных навыков и оборудования в изготовлении, были доступны далеко не всем. Поэтому наряду с обычными тканевыми обтяжными козырьками применяли «псевдоформенные» почти лаковые козырьки, изготовленные из кусочка кожи, и покрытые лаком. Обычный цвет козырьков — черный, хотя на картузах коричневого или хаки цветов могли быть и коричневые лаковые козырьки, либо затемненные кожаные (натурального цвета). При применении лакового козырька, если применялся наружный подбородочный ремень, то его изготавливали из кожи такого же цвета, как и козырек. На картузак с матерчатым козырьком подбородочные ремешки изготавливались только из основной ткани, или применяли тонкий шелковый или шерстяной шнурок.

Выкройка картуза

В сегодняшней статье рассмотрим как сшить картуз в домашних условиях без специального оборудования.

Для пошива картуза потребуется:

■ Основная ткань — 35 см при ширине 140 см (1). Для образца использован очень плотный хлопок.

Можно изготовить картуз из других материалов, например из джинсовой ткани. Однако следует учесть пошивочные свойства выбранного материала, если он будет тонким и/или более рыхлым, то детали изделия придется дублировать клеевым прокладочным материалом, подходящим по свойствам к основному материалу.

■ Подкладочная ткань — 25 см при ширине 90-140 см. В нашем примере в качестве подкладки использована тонкая хлопчатобумажная ткань.

■ Прокладочный материал для козырька — подходящий по свойствам тонкий плотный пластик или заготовка вкладыша в козырек.

image

Детали кроя картуза

Основная ткань:

Подкладочная ткань:

Прокладочный материал

1. Складываем лицевыми сторонами внутрь переднюю и заднюю детали стенок, стачиваем боковые срезы. Швы разутюживаем и расстрачиваем (2).

2. Складываем донышко картуза и стенки лицевыми сторонами внутрь, совмещаем срезы и средние линии деталей; скалываем булавками (3, 4).

Соединяем детали машинной строчкой, выполняя небольшую посадку из донышка (посадка равномерно распределяется по всей длине среза).

Для предотвращения затягивания шва надсекаем припуски шва через равные интервалы (5).

Шов расстрачиваем и приутюживаем на специальной колодке (6, 7).

3. Обработаем козырек. Напомним, что верхний и нижний козырьки выкраиваются без припусков на шов по внешнему срезу. По внутренним срезам деталей козырька припуски шва (= срезы, которые соединяются с околышем) составляют 1 см. Вкладыш козырька выкраивается без припусков на швы по всем срезам.

На изнаночную сторону нижнего козырька накладываем вкладыш, совмещаем срезы и средние линии; соединяем детали сквозной машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см от срезов (8). Затем поверх вкладыша накладываем верхний козырек лицевой стороной вверх, совмещаем срезы, средние линии и соединяем детали между собой по внешним срезам машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см.

Выкройка картуза для русского народного костюма

Для того, чтобы создать картуз в русском народном стиле, без использования каких-либо специфических материалов, нужно хорошо обращаться с тканью. Опыт работы приветствуется. В этой статей вы сможете узнать, как сшить картуз дома. Картуз представляет собой разновидность головных уборов. Также это один из немногих видов убранств, которые использовались исключительно на территории России.

Поражает масштаб, ведь надевали картуз практически все. Даже сословия или принадлежность к определенной религии не имела большой значимости. Исключением являются лишь официальные мероприятия.

Традиционный мужской головной убор в разное время с фото

В период 14 столетия на Руси мужской русский головной убор у всех представителей сильного пола был одинакового фасона и вида. Это были шапки из меха, войлока, плетенки, которые по форме напоминали колпак. Знатные мужи носили поярковые шапки из дорогой овчины. В зимнюю пору носили шапки малахаи, то есть ушанки, которые плотно закрывали голову от суровых русских зим.

В 14 столетии впервые среди русских появилась тюбетейка, к ней пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

Далее в 15 столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. В это же время пошла мода на состригание волос под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх нее колпак или малахай.

В это же время и ближе к 16 столетию в тандеме с тюфьей популярным оставался колпак, шапка конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами. Материалы изготовления колпаков – бархат, поярка, войлок.

В период 17 столетия стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью привычного русскому народу колпака. Но это была шапка с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

Далее в этом же столетии появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усеченный конус. К шапке прилагался меховой отворот, который напоминал лопасть, а придерживали отворот пару пуговиц. Изготавливали такие предметы гардероба из бархата, шелка, парчи.

Спустя какое-то время мужчины стали надевать не только тюфью, колпак, но и поверх него горлатную шапку. Такое название изделие получило в силу того, что изготавливалось из горлышек соболя.

Завершающим этапом развития национальных мужских головных уборов на Руси стал приход к власти Петра I, который “открыл окно в Европу”. По его приказам знать стала носить парики, а также шляпы, завезенные из европейских развитых государств.

Что требуется для пошива картуза для русского народного костюма?

Для создания данного элемента гардероба, вам необходимы следующие элементы: Основная ткань. Ширина должна быть 140 см, а длина 36-40 см. Отлично подойдёт хлопок высокой плотности.

Важно! Допускается использование и иных материалов, но тогда придётся вставлять подкладки, т. к. без нее конструкция будет рыхлой.

Подкладка. Подойдет кусок ткани 30 на 95-145 см. Наиболее оптимальный вариант — хлопчатобумажный материал.

Прокладочная ткань, необходимая для козырька. Подойдёт пластик, но он должен быть плотным, заготовка вкладыша тоже допускается.

Раскрой картуза пошагово

Инструкция, указанная в текстовом виде, может быть трудна в восприятии, поэтому можно посмотреть обучающие видеоролики. Выкройка картуза ниже.

Этапы работ

1. Сложите стенки деталей, причём лицевой стороной внутрь. Срезы необходимо сточить, а получившиеся швы растачать.

2. Сложите дно и стенки лицевой частью внутрь. Необходимо сложить срезы, после чего найти средние линии, соедините их любым удобным способом. Важно! Чтобы шов не смог затянуться, припустите его. Интервалы между припусками должны быть равными.

3. Козырёк. Стоит отметить, что оба козырька должны создаваться при использования припусков, если говорить о внешнем срезе. Срез, находящийся внутри деталей, должен иметь припуск, который равняется около 1 см. Допустимая погрешность — не более 0,25см. Вкладыш создаётся без них, так как с ними вещь становится более «рыхлой». 4. Нужно растачать швы, предварительно скрепив боковые срезы околыша и его детали. Все детали в данном шаге складываются лицевой стороной внутрь. Подкладку и околыш положите задней стороной вверх, после чего сточите срезы. Стоит отметить, что место, где должен будет находиться козырёк, следует пропустить. После того, как вы соединили детали, необходимо поправить край околыша. Для этого сделайте ещё одну строчку, располагающуюся вдоль. 5. Соедините созданный заранее околыш и козырёк вместе с верхней деталью. Срезы должны располагаться равномерно. Это необходимо для того, чтобы готовая вещь имела хороший, объёмный вид. 6. Используя подкладку из ткани, изготовленной из хлопчатобумажного материала, сделайте подкладку. При обработке подкладки вещи, необходимо скрепить боковые срезы, используя стачный шов.

Русские мужские головные уборы

Не многие наши современники могут похвастать глубоким знанием истории русского народа, которая настолько захватывающая и богатая событиями. При этом, если спросить любого человека, то он с готовностью ответит, что прекрасно знает русский народный костюм, так как каждый из нас видел выступления народных коллективов и смотрел исторические фильмы, но…

…Если углубляться в тему русского костюма – то, зачастую окажется, что представление о костюме несколько поверхностно. Когда заходит разговор о мужских головных уборах, то вспомнят шапку Мономаха, да боярские высокие шапки и, может быть, картуз. Вот и всё.

А ведь русских головных уборов очень много. С течением времени, развитием цивилизации и моды, головные уборы видоизменялись. Современные историки насчитывают более десятка основных головных уборов мужчин всех времен на Руси.

Русские народные головные уборы, как в любой традиционной культуре, имели чёткую дифференциацию. Некоторые его формы отмирали с течением времени, другие сохранились до наших дней.

Поговорка «По Сеньке и шапка» появилась, скорее всего, в те времена когда на Руси шапка больше, чем какой-либо другой предмет одежды, свидетельствовала о принадлежности человека к тому или иному сословию.

В допетровской Руси покрой шапок был одинаков во всех сословиях «что царю, что псарю». Все мужчины носили шапки одного фасона и вида – это был колпак, который отличался лишь материалом: мех, войлок, плетёнка.

При этом головные уборы мужчины снимали только в церкви или дома, в них могли сидеть на царских и боярских собраниях и даже свадьбах. Для мужчин – это показатель социального статуса. С непокрытыми головами ходили только рабы.

В XIV веке впервые среди русских появилась тюбетейка. Её модернизировали – пришили опушку из соболя, после чего появился новый традиционный русский головной убор для мужчин.

В следующем столетии появились маленькие шапочки, покрывающие только макушку – тюфьи. Как следствие, в это же время пошла мода на причёску под горшок, что гармонично смотрелось в тандеме с таким головным убором. На улицу мужчины надевали тюфью, а поверх неё колпак или малахай. Колпак – шапка из бархата, поярка, войлока конусообразной формы и широким отворотом из меха. На отворотах крепились пуговицы, которые назывались запонами.

В XVII веке стала популярной мужская русская народная шапка – науруз, которая являлась разновидностью колпака, но была с аккуратными и небольшими отворотами, украшенными кистями и пуговицами.

В это же время появились шапки мурмолки, у которых была плоская и расширенная тулья, напоминающая усечённый конус с меховым отворотом, который напоминал лопасть и придерживался парой пуговиц.

Грешневик (также гречневик, гречник, гречушник) – старинный русский мужской головной убор, высокая шапка с маленькими полями, без излишеств и украшений. Грешневики шили из овечьей шерсти. Они были популярны у простолюдин в Московском государстве в период с XV по XVII вв. Их носили круглый год, и в будни и в праздники. Шился грешневик из поярка – шерсти, состриженной с молодой овцы-ярки, а своё название получил от схожести с пирогом из гречневой муки. В XIX веке гречник стал популярным головным убором московских извозчиков.

Зимой крестьяне носили овчинные шапки разных фасонов – малахаи и треухи. Малахай имел четыре лопасти: две из них закрывали лоб и затылок, а другие две – уши и щёки, они были длинными и могли обматываться вокруг шеи, завязываясь на затылке. Треух – «три уха», напоминал современную шапку-ушанку с опускающимся задком.

Ещё один интересный головной убор – горлатная шапка, которую носили князья и бояре или их государственные советники во время публичных заседаний. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Называлась она так, потому что шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6-8 вершков (до 40 см).

Совсем другие головные уборы носили цари и они особо поражали иностранцев своим богатством и великолепием. Одним из самых знаменитых царских головных уборов, символом самодержавия, является «шапка Мономаха», золотая филигранная остроконечная шапка среднеазиатской работы с собольей опушкой, украшенная драгоценными камнями и крестом. Название она получила благодаря легенде о своём византийском происхождении: якобы император Константин прислал её киевскому князю Владимиру Мономаху и надевалась она при венчании на царство правителей Руси, начиная с сына Ивана Калиты.

Развитие национальных мужских головных уборов на Руси завершилось с приходом к власти Петра I, по приказу которого знать стала носить парики, а также шляпы, завезённые из европейских развитых государств.

В заключении хочется сказать, что не возможно вот так конкретно назвать мужской головной убор русского народного костюма, так как с течением времени, по приходу разных правителей, а также изменениям в моде головные уборы также изменялись. Но можно однозначно сказаться, что тюфья, колпак, малахай и мурмолка до сегодняшнего дня присутствуют в ансамбле национального русского костюма.

Повседневные мужские шапки

К повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:

барловка – шапка из барловых шкур (осенних шкур домашних и диких коз, сохатых, волков) круглой формы с невысоким околышем без ушей;

боровая – праздничная зимняя круглая шапка из сукна с широким околышем из бобра (Енисейская губ. с XVIII века);

бриль – соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;

бурк – старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;

ермолка, валенка, еломок – шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;

гречишник, грешневик, гречневик, гречник, гречушник – мужской головной убор для весны, лета, осени из коричневой вяленой овечьей шерсти в форме высокого цилиндра;

долгуша, пыжик – мужской головной убор из меха оленя или тюленя, круглая шапочка с длинными наушниками (Архангельская, Вологодская, Пермская губ., Зап. Сибирь). Носилась вместе с малицей;

зырянка – суконный убор с четырёхугольным дном;

картуз или фуражка – русская шапка из простых материалов с козырьком;

катанушка – мужская шляпа из валяной шерсти (Енисейская губ.);

краган – убор в виде капюшона из сукна домашней выработки (Тобольская губ.);

кубашка – плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;

малахай – шапка с четырёхугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;

нахутарница – мужская, валянная из овечьей шерсти шапка (Енисейская губ.);

шапка столбунец – аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка

Текст

https://www.justlady.ru/articles-157456-greshnevik#ixzz5xsrxxjel

Фото

https://www.justlady.ru/articles-157456-greshnevik#ixzz5xsrxxjel

Гардероб Новый год Шитьё Картуз своими руками с выкройкой Ткань

Недавно столкнулась с проблемой – никак не удавалось найти хорошую выкройку для картуза в русском народном стиле для утренника в детском саду. Пришлось взять старую фуражку, распороть и ваять выкройку по собственному усмотрению. Результат меня порадовал, поэтому делюсь со всеми.

Все детали расположила на стандартном листе А4, чтобы был понятен размер деталей. Эта выкройка на обхват головы 54 см, но её легко уменьшить, поясню как. Сначала начертите околыш (это лента шириной 5 см и длиной в обхват головы), не забудьте при переносе на ткань прибавить припуски на швы! Затем выкраиваем центральную часть тульи (одна деталь со сгибом). К ней примыкают с обеих сторон боковые части. Вот эти швы мы можем делать любой ширины, отнимая лишние сантиметры. Нижний срез состроченных трех деталей тульи равняется длине околыша. А верхний срез, состроченный в кольцо, соответствует длине окружности дна картуза. Если он меньше – просто уменьшаем дно, отрезая лишние сантиметры по окружности. Пару слов про околыш. Выкраиваем две детали. В центре между лицевыми сторонами сложенных друг к другу деталей вшиваем козырек. Козырек тоже состоит из двух деталей, его можно укрепить клеевой, картоном, или, как я сделала, — пластиком (у меня пластик от офисной папки, но можно вырезать и из пластиковой бутылки).

Повседневные мужские шапки

Если не рассматривать вышеуказанные варианты головных уборов, которые предпочитали знатные особи, к повседневным головным уборам крестьян можно отнести следующие модели шапок:

  • барловка – шапка из барловых шкур круглой формы с невысоким околышем без ушей;
  • бриль – соломенная шляпа с полями и плоской низкой тульей для защиты от солнца;
  • бурк – старинная мужская шляпа из меха лисицы, с аккуратным околышем и без ушей, плотно прилегающая к голове;
  • ермолка – шапка из овечьей шерсти, тулья которой имеет форму усеченного конуса;
  • гречишник – об этом головном уборе указывало ранее;
  • зырянка – суконный убор с четырехугольным дном;
  • картуз или фуражка – русская шапка из простых материалов с козырьком;
  • краган – убор в виде капюшона из сукна домашней выработки;
  • кубашка – плотно облегающая голову шапка из серой овчины с круглой тульей;
  • малахай – шапка с четырехугольным концом и четырьмя клапанами из сукна, верверета, меха или овчины;
  • шапка столбунец – аналог горлатной шапки, но она кверху сужается и дополнена мехом в области затылка.

Нравятся ли Вам русские народные уборы?

ДаНет

Шапки и другие головные уборы военных мужей, казаков в учет не берутся, так как они считаются узкопрофильными национальными предметами одежды. Все перечисленные названия считаются историей развития русских головных уборов мужчин, пусть и не все они сегодня признаны предметами национального костюма.

Выкройка картуза

В сегодняшней статье рассмотрим как сшить картуз в домашних условиях без специального оборудования.

Для пошива картуза потребуется:

■ Основная ткань — 35 см при ширине 140 см (1). Для образца использован очень плотный хлопок.

Можно изготовить картуз из других материалов, например из джинсовой ткани. Однако следует учесть пошивочные свойства выбранного материала, если он будет тонким и/или более рыхлым, то детали изделия придется дублировать клеевым прокладочным материалом, подходящим по свойствам к основному материалу.

■ Подкладочная ткань — 25 см при ширине 90-140 см. В нашем примере в качестве подкладки использована тонкая хлопчатобумажная ткань.

■ Прокладочный материал для козырька — подходящий по свойствам тонкий плотный пластик или заготовка вкладыша в козырек.

Детали кроя картуза

Основная ткань:

Подкладочная ткань:

Прокладочный материал

1. Складываем лицевыми сторонами внутрь переднюю и заднюю детали стенок, стачиваем боковые срезы. Швы разутюживаем и расстрачиваем (2).

2. Складываем донышко картуза и стенки лицевыми сторонами внутрь, совмещаем срезы и средние линии деталей; скалываем булавками (3, 4).

Соединяем детали машинной строчкой, выполняя небольшую посадку из донышка (посадка равномерно распределяется по всей длине среза).

Для предотвращения затягивания шва надсекаем припуски шва через равные интервалы (5).

Шов расстрачиваем и приутюживаем на специальной колодке (6, 7).

3. Обработаем козырек. Напомним, что верхний и нижний козырьки выкраиваются без припусков на шов по внешнему срезу. По внутренним срезам деталей козырька припуски шва (= срезы, которые соединяются с околышем) составляют 1 см. Вкладыш козырька выкраивается без припусков на швы по всем срезам.

На изнаночную сторону нижнего козырька накладываем вкладыш, совмещаем срезы и средние линии; соединяем детали сквозной машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см от срезов (8). Затем поверх вкладыша накладываем верхний козырек лицевой стороной вверх, совмещаем срезы, средние линии и соединяем детали между собой по внешним срезам машинной строчкой, прокладывая ее на расстоянии 0,2-0,3 см.

Выкраиваем из основного материала полосу в косом направлении нитей основы длиной 36 см и шириной 2,5 см. Обрабатываем внешний срез подготовленного козырька окантовочным швом с закрытыми срезами (9).

4. Соединяем боковые срезы околыша и подкладки околыша, расстрачиваем швы (10).

Складываем околыш и подкладку околыша лицевыми сторонами внутрь и обтачиваем нижние срезы детали, исключая участок, где будет располагаться козырек.

Соединяем с околышем козырек, располагая его между околышем и подкладкой околыша (11, 12).

Выправляем нижний край околыша и прокладываем отделочную строчку вдоль него (13).

5. Соединяем подготовленный околыш с козырьком и верхнюю часть изделия между собой, равномерно посаживая срезы стенки картуза по всей длине (посадка нужна для придания верхней части картуза необходимого объема) (14-16).

6. Выкраиваем подкладку деталей картуза из хлопчатобумажной подкладочной ткани (17).

Обрабатываем подкладку картуза (18): соединяем боковые срезы подкладки стенок стачным швом вразутюжку. Притачиваем подкладку стенок к подкладке донышка, шов заутюживаем на подкладку стенок.

7. Складываем изделие и подкладку лицевыми сторонами внутрь и соединяем машинном строчкой, оставляя небольшое отверстие для вывертывания (19). Вывертываем картуз на лицевую сторону (20).

Подгибаем открытый срез подкладки и подшиваем вручную потайными стежками к шву притачивания околыша (21).

Ссылка на основную публикацию
Похожее