В настоящее время мода на традиционную русскую одежду переживает второе рождение. Появляется множество вещей, которые были знакомы современному человеку только из старых книг и сказок. Наряду с крестьянскими костюмами, популярными на Руси, часто используется и традиционная одежда древних славян, которая и послужила прообразом всех славянских костюмов более позднего времени.
Несмотря на то, что женские и мужские костюмы той эпохи достаточно чётко описываются в исторических трудах, некоторые модельеры считают, что достаточно разместить на рубаху или платье славянский узор, чтобы она считалась национальной. На самом деле, это просто современная одежда в славянском стиле, не несущая никакой исторической достоверности.
Взгляд в древнейшую историю славянского костюма
Одежда древних славян ничем не напоминала любой из традиционных костюмов, которые сейчас так популярны. В связи с тем, что большая часть народа проживали в глуши, и торговые караваны туда даже не заходили, одежда делалась из звериных шкур. После того, как Древний Рим начал завоевывать исконные варварские земли, славяне стали знакомиться с одеждой из ткани. Впрочем, доступна она была только для вождей и знатных воинов, так как стоила достаточно дорого.
Если среди западных славян вещи из ткани перестали быть чем-то выдающимся, то одежда восточных славян ещё долго была меховой. С распространением римской культуры и торговли славяне получили возможность приобщиться к цивилизации. Взамен шкур пушных зверей, они получили матерчатую одежду и ткани. Через некоторое время славяне и сами научились прясть вещи из шерсти, льна или конопли.
В зимнем славянском стиле одежды ещё долго главную роль играли меха, но постепенно они стали вытесняться тёплыми вещами из натуральной шерсти. Судя по археологическим раскопкам, главным сырьем для повседневной одежды простых людей служил лён и шерсть.
Что носят в Перу
Именно пончо является основой национального костюма перуанцев. Оно удобное и простое, долго держит тело в тепле. Изготавливаются из пряжи альпаки. Такая одежда получается очень легкой, теплой и потрясающе ноской. Узор на пончо — это не просто украшение, а особая примета, которая расскажет к какой деревне или общине относится перуанец. По краям пончо украшается бахромой. Именно из Перу пончо перекочевало в американские и европейские масс-маркет магазины, правда такая фабричная вещь сильно растеряла свою функциональность.
Женский образ немыслим без смешной шляпы с вогнутыми полями — льикльи.
Мужская славянская одежда
Традиционный костюм мужчины славянского рода состоял из следующих основных частей:
- Простой рубахи;
- Порток или штанов;
- Свитки или кафтана.
Как правило, эта одежда была льняной или шерстяной. Рубаха шилась туникообразного вида, с длинными рукавами. К рубахе обязательно полагался пояс, которым владелец подвязывался. Более простую одежду носили небогатые земледельцы, а знать свои рубахи украшала вышивкой. Как правило, это была славянская символика, несущая глубокий сакральный смысл. Кроме того, такие рубахи имели тесёмки, предназначенные для стягивания рукавов у запястий.
Штаны отличались узким кроем и длиной до щиколоток. Для того чтобы они не спадали, использовалась специальная бечёвка, называемая пояском. Рубаху и штаны без верхней одежды носили преимущественно в тёплое время года. Если холодало, то приходилось надевать свитку или кафтан. Знатные славяне поверх кафтана часто носили корзно, подбитое лёгким мехом.
Зимой носили кожухи и шубы. Что касается последних, то, несмотря на распространённое мнение, что шуба — это одежда степных кочевников, это традиционное славянское изобретение.
Если простые земледельцы имели всего один костюм, то у знати были и праздничные наряды, которые богато украшались. Такой костюм имел тонкую отделку и богатую вышивку.
Народов Азии
Традиционная одежда народов Азии основывается на четырех элементах: свободные штаны и рубаха, халат и головной убор. У каждого народа они называются по-разному, имеют определенный цвет, материал, также отличается искусство декорирования.
Таджикская
Ранее Таджикистан располагался на пересечении торговых путей, поэтому у местного населения было больше возможностей разнообразить свой гардероб. В зависимости от принадлежности к этнической группе, различались лишь детали национальной одежды таджиков. В разных районах была своя вышивка, цвет и украшения, основой для всех являлись:
- Курта;
- Эзор;
- Чапан;
- Токи-каллапуш;
- Джураб, чорук или махси.
Курта это хлопковая рубаха туникообразного покроя. Она цельнокроеная, состоит из одной детали. Отрез ткани перегибали пополам, таким образом, чтобы сгиб находился сверху, обозначалась линия плеча и верхняя часть рукава. Посередине сгиба вырезали горловину, снизу отсекали лишнее, чтобы вышли рукава. Переднюю и заднюю часть соединяли по рукавам и по бокам, подшивали до нужной длины.
Эзором называли штаны, широкие сверху и зауженные к низу. Курта надевалась поверх шароваров и подпоясывалась платком (румол), сложенным по диагонали, который являлся и ремнем, и карманом одновременно. По поясу можно было определить уровень достатка молодого человека: простой народ носил хлопковые платки с орнаментом, а зажиточные предпочитали бархат с золотой вышивкой, парчу.
Чапан (распашной полосатый халат) надевался сверху. Летом его шили из хлопкового полотна, зимой — из шерстяной ткани с ватным подкладом. Воротник чапана украшали вышивкой или традиционным рисунком. На голове носили тюбетейку (токи-каллапуш). Она имела различную форму — полусферическую (арахчин), квадратную (наиболее распространенный вариант, особенно среди таджичек), плоскодонную. Но обязательным атрибутом каждой являлся орнамент, чаще всего растительный. На ноги надевали джураб — высокие цветные носки и мягкие ботинки (чорук). Жители Таджикистана из горной местности носили высокие сапоги (махси), в которые заправляли брюки. Специально для любителей лошадей шили махси на каблуке и с заостренным носком.
Женский национальный костюм мало отличался от мужского. Те же шаровары, тюбетейка, но курта яркая, значительно длиннее, с большим количеством цветных узоров. Чапан был необязателен, потому что в холодное время года таджички сидели дома, но если возникала необходимость, надевали одновременно несколько платьев и халат. В некоторых поселениях с принятием ислама женщины носили паранджу — накидку, закрывающую от посторонних глаз лицо и фигуру. Другие поверх тюбетейки носили тонкий вышитый яркий платок. Украшения у таджичек массивные, в основном из серебра, кованные или чеканные. Это серьги и бусы, подвески и ожерелья, а также крупные броши для головных уборов.
Не смотря на современную моду, таджикская национальная одежда по-прежнему носится жителями сельской местности и по будням, и по праздникам. На свадьбу молодой таджик обязательно должен надеть хотя бы чапан, пусть даже в сочетании с классическими брюками.
Кыргызская
Уже более семисот лет кыргызская национальная одежда остается неизменной. Древние кыргызы — кочевой народ, выращивающий скот. Климат страны довольно прохладный с обилием ветров, поэтому одежда утеплена ватой и шкурами животных.
Основные элементы мужской одежды:
- Койнек — нательная рубаха;
- Шым — широкие нательные штаны, (кожаные или замшевые шаровары — жаргак шим, кандагай, чалбар);
- Кементай — тонкий халат из войлока (стеганый халат из шерсти верблюда или овцы — чепкен, ичик; шуба из меха лисы, песца волка, рыси — тон);
- Топу — тюбетейка (шляпа из войлока — калпак, меховые шапки — малакай, тебетей);
- Кемер, илгич — пояс, ремень;
- Отук, кепич, маасы, чарык — обувь, в основном сапоги из различной кожи.
Женская одежда немного отличалась:
- Более длинный койнек украшали вышивкой, а сверху надевали расшитый воротник — енур, жака;
- Поверх шароваров — шим, закреплялась распашная юбка для замужних женщин — бельдемчи, по низу ее отделывали мехом или вышивкой;
- Вместе с кементай, чепкен, ичик и тон, у женщин была еще жилетка — чыптама и халат с коротким рукавом — кемсел;
- На голову надевали шапочку с красной тесьмой — такыя, а затем замужние кыргызки наматывали белый тюрбан — элечек, который украшали перьями и камнями; невесте надевали ьиокуле — конусообразную шапочку, напоминающую шлем, расшитую цветными нитками;
- Обувь для женщин не шили, покупали цветные (красные или зеленые) сапожки, иногда дополняли вышивкой;
- Чачпак — специальные полоски ткани, сшитые в виде трубы, в которые прятались косы;
- Украшения использовали чаще серебряные, из коралла, монет, в основном как защитные амулеты.
В настоящее время национальная одежда кыргызов надевается лишь на праздники и важные мероприятия, для проведения обрядов.
Монгольская
Главным атрибутом монгольской национальной одежды являлся Дээл. Он представляет собой халат с высокими буфами на плечах и широкими манжетами, который подпоясывали кушаком — отрезом ткани до пяти метров. На праздники сверху надевали ханътадзе — широкую жилетку из шелка или парчи, расшитую узорами. Мужчины носили цабун — красный плащ с боковыми разрезами и желтой окантовкой по воротнику, полочкам и рукавам. В качестве обуви надевали гутулы — сапоги с заостренными вверх носками.
Головной убор напоминал полусферу с пикой на макушке, вершину которой украшал шарик, а сзади прикрепляли ленты. Мужчины монголы выбривали часть головы, оставляя посередине косичку, женщины носили две косы, заправляя верхнюю часть в специальный чехол ширэвгэр или подвязывая в виде дуги.
Пошив национальной одежды производился из:
- Меха овец, шкур диких и домашних животных, кожи, замши которые предварительно обрабатывали жиром, молоком, разминали кожемялкой;
- Привозных шелка и шерсти;
- Хлопка;
Цвет сырью придавали при помощи натуральных красителей. Национальная одежда монголов связана с их образом жизни и климатическими условиями местности. Холодная зима и жаркое летао обязали иметь как летний дээл без подклада, так и зимний стеганый на вате или меховом утеплении. Разрезы в плащах предусмотрены для удобства верховой езды, пики головных уборов и необычные прически — для устрашения врага, обилие украшений в качестве талисманов и оберегов.
Узбекская
В основе национальной одежды Узбекистана также стоит ислам, где приветствуется широкий крой элементов для защиты от посторонних глаз. Отличительной чертой одежды узбеков от прочих народов Азии являлась искусная вышивка золотыми нитями по шелку или бархату, а также использование богатых тканей, например, вельвета. Основными цветами являются все яркие, черный исключен, считается, что он может привлечь беду. Для мужчин, женщин и детей использовался один и тот же фасон, но имелись существенные различия.
Одежда узбеков мужчин состояла из:
- Широкой глухой рубахи — куйлак или распашной — яхтак, отделанной по вороту тесьмой, и зауженных к низу шароваров — иштон, подвязанных поясным платком, которые являлись повседневными нательными элементами одежды;
- Чапана — халата в вертикальную полоску без пуговиц, с боковыми разрезами до пояса, чтобы удобнее было сидеть на полу;
- Головного убора — дуппи — квадратной шапочки — тюбетейки с вышивкой.
Узбекская женщина имела следующий гардероб:
- Куйлак шили на подобии платья в пол, с очень длинными рукавами, носили с шароварами — лозим, отделанными по низу тесьмой — джияк;
- Поверх надевался длинный свободный халат — мурсак, приталенный халат — румча, или жилетка — нимча;
- Дуппи у узбечек были меньше, но ярких цветов, иногда голову покрывали платками, одним закрывали лоб, а другой повязывали сверху;
- Обязательными элементами для женщин и детей были украшения как обереги от дурного глаза.
Узбекская, казахская, а также туркменская национальная одежда в современном мире используется редко. Мужчины в городах лишь по значимым праздникам надевают тюбетейку, но в сельской местности еще можно встретить пожилых узбеков в чапане.
Вьетнамская
Во Вьетнаме все внимание досталось женскому одеянию. Мужчины довольствуются лишь белыми шелковыми или хлопковыми брюками и коричневыми рубашками свободного покроя, в комплексе напоминающими пижаму — аобаба, аокань. Голову оборачивают отрезом ткани — кхандонг или надевают шляпу — нонла, конической формы. На ногах носят обычные бамбуковые сандалии. На важные мероприятия облачаются в длинное платье, боковые швы которого соединены лишь до талии, и черный или коричневый шелковый тюрбан.
Вьетнамки же совсем другое дело, их гардероб в плане элементов и цвета очень разнообразен:
- Ао даи — длинное туникообразное платье с разрезами выше талии, носят в настоящее время, а туристы заказывают для себя пошив ао даи в качестве сувенира из Вьетнама;
- Квипао — комплект приталенной туники и шелковых или атласных широких брюк;
- Аотытхан — еще один женский национальный наряд Вьетнама, состоящий из четырех частей: первая светло-коричневое платье с четырьмя прорезями, вторая — светло-желтое, третья — розовое, четвертая — специальный передник — йем, который накидывают на плечи; все части крепились между собой кнопками, а в районе воротника оставалась многослойность;
- Если к аотытхан прикрепляли пятую вставку спереди и застегивали на пуговицы, платье называлось аонгутхан;
- От палящего солнца вьетнамки закрывали голову конусовидной соломенной шляпой — нонбайтхо, на которой часто писали красивые стихи и послания.
Для украшения вьетнамские наряды, украшались бисером и монетками. В настоящее время национальный костюм не утратил актуальность, он немного видоизменился, но по сей день остается самым удобным и практичным видом одежды для местного населения.
- В России;
- На Кавказе и Южной России.
Горная местность Кавказа является домом народа, который всегда готов воевать, этот момент не мог не сказаться на национальной одежде. Она удобна, универсальна, не стесняет движения, является элементом защиты. Особенностью кавказской национальной одежды является не только особый крой кафтана — приталенный сверху и широкий от пояса, позволяющий свободно бегать и скакать на коне, но и наличие специальных нагрудных кармашков — газырей, использовавшихся для ношения пороха (один карман — один выстрел). Пояс также не только выполнял прямую обязанность, но и был приспособлен для закрепления кинжала. Тем не менее, национальная одежда дагестанцев, аварцев и других горцев очень элегантна и изысканна, несмотря на свою практичность. Население Кавказа и Южной России разнообразно, каждый народ имеет свои особенности.
- Дагестанцы — отличительным элементом гардероба являлась папаха — крупная меховая шапка, символ чести и достоинства; основные цвета одежды народов дагестана — красный, белый и черный, с золотыми орнаментами; дагестанская женщина носила туникообразное платье, из под которого виднелись штаны, украшенные бахромой или тесьмой. Голову покрывали платком, чухтой или чалмой;
- Аварцы — самый многочисленный народ Кавказа; одежда аварцев мужчин состояла из свободной рубахи и штанов, сверху надевалась черкеска, бешмет или шуба из овечьей шкуры. Аварская женщина облачалась в строгое закрытое платье и штаны, на голове формировала чохто – удлиненную накидку с нарядным налобником;
- Адыги или черкесы — предпочитали использовать одежду однотонную, одновременно сочетали не более трех цветов; важным элементом в национальной одежде адыгов была черкесска — своеобразный приталенный кафтан без воротника, с открытой грудью и широкими рукавами; адыгейский жилет или плащ из овечьей шерсти — бурка, считалась неотъемлемой частью, спасала от ветров и дождей, от солнца, в походах служила подушкой и одеялом;
- Балкарцы и кабардинцы носили бешмет — приталенный кафтан с воротником-стойкой и прямые штаны со вставкой посередине, черкесску и папаху, аналогично прочим жителям Кавказа. В холодное время национальная одежда кабардинцев и балкарцев дополнялась шубой из курпея, сшитой на подобии черкесски, но со стоячим воротником;
- Одежда чеченцев наполнена деталями и аксессуарами, и именно в них отражаются особенности жизни. В женском гардеробе много различных платков, служащих головными уборами или поясами. В мужском — важным элементом считается кинжал, в современности утративший свою прямую функцию и использующийся как показатель статуса. В настоящее время чеченская национальная одежда широко используется женихом и невестой на свадьбах;
- Одежда осетин богата большим количеством разнообразной вышивки, для пошива использовалась ткань местного производства и исключительно женские руки;
- Жизнь в монгольском ханстве оставила свои отпечатки, калмыцкая одежда напоминает о героическом прошлом предков — мужчины носили кафтаны с разрезами на рукавах, напоминающие монгольский халат; головные уборы — меховые шапки или барашковые ушанки украшали красными кисточками, за что калмыки получили прозвище краснокисточные.
Одежда славянских женщин и различные украшения
Хотя славянки не носили штанов, самой распространённой частью из гардероба была длинная рубаха. В отличие от мужских повседневных вещей, женские рубахи часто украшались следующими элементами:
- Различной вышивкой;
- Тесьмой;
- Сценами из жизни или мифологическими птицами и животными.
Хотя в некоторых источниках утверждается, что прямые длинные платья или сарафаны, которые шились женщинами самостоятельно, надевались на голое тело, на самом деле, вся одежда надевалась исключительно на нижнюю рубаху. В качестве тёплой верхней одежды женщины обычно надевали понёвы, кожухи или шубы. Чем больше на женщине было мехов, тем выше она считалась по статусу.
В качестве головных уборов женщины носили различные налобные повязки, ободки и венчики. Часто это украшалось различными пластинами, вышивкой и традиционными орнаментами. Традиционные для русского костюма головные уборы кокошники в славянской среде ещё не появились. Первые кокошники были найдены при раскопках в Новгороде и датируются 10-11 веком.
Что касается женских украшений, то славянки носили специфические височные кольца. Кроме этого, часто встречались следующие украшения:
- Бусы различных цветов;
- Ожерелья;
- Массивные браслеты;
- Кольца и перстни.
Хотя в фильмах часто показывают славянок с массивными и сложными перстнями на пальцах, ювелирное дело в Древней Руси было развито слабо, поэтому кольца отличались простотой.
Виды обуви
Обувь жители древней Руси плели из древесного лыка, а также шили из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежду, её богато украшали вышивкой и аксессуарами. Украшения на носках и каблуках нередко дополняли элементами из золота и серебра, жемчуга, драгоценных камней. Распространённые виды обуви:
- Лапти — низкие плетёные ботинки, крепящиеся на ноге при помощи шнурков. Изготавливаются из древесного лыка. Подошва укреплялась плотным плетением или кожными вставками.
- Башмаки — кожаная обувь на шнурках.
- Чёботы — сапоги с кротким голенищем. Бывают мужскими и женскими, прямыми и кривыми (последние отличают загнутым вверх носком).
- Ичиги — лёгкие сапоги, изготовленные специально для максимально удобных пеших перемещений. Отличаются мягким носком и жёстким задником — эта особенность делает шаг бесшумным, из-за чего ичиги были популярны у охотников. Изготавливаются из кожи, сафьяна или какого-либо похожего материала.
- Валенки — тёплая тяжёлая обувь из овечьей шерсти. Бывают твёрдыми или мягкими — последние надеваются под сапоги. Предназначены для ходьбы по сухому снегу.
- Онучи — широкие плотные ленты ткани, которыми обматывают ногу по колено под другую обувь. Носятся с лаптями и другой низкой обувью или самостоятельно.
- Поршни — простейшие ботинки из одного куска кожи, сшиваемого ремнём. По форме похожи на лапти.
В городах надевали сапоги и туфли. Каблуки на последних достигали 10 сантиметров в длину.
Детская славянская одежда
Дети на Руси одевались так же, как и их родители. Основным элементом детского костюма считалась длинная рубаха. Если мальчики носили портки, то у девочек были сарафаны. В то время, как взрослая повседневная одежда была в большинстве случаев лишена украшений и вышивок, детские вещи имели свои особенные украшения. Так как смертность детей от болезней была очень велика, каждая мать старалась вышить нитками красного цвета обережную вышивку с древними рунами или знаками.
Ещё одной особенностью детского наряда были специальные бубенцы, которые вплетались девочкам в волосы, а мальчикам пришивались на головные уборы.
Детская обувь также была более красочной. Часто встречались различные орнаменты, насечки и вставки из цветных нитей. Традиционно обувь для девочек была более нарядной.
В Сибири и Дальнем Востоке
Основными занятиями народов Сибири и Дальнего Востока были:
- Оленеводство;
- Охота;
- Рыболовство;
- Морской зверобойный промысел;
- Скотоводство.
Поэтому материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных — оленя, лося, нерпы, а также овчина, шкурки птиц, рыб, кишки морских животных. Обувь и головные уборы по сей день носят многие жители этой местности.
По функциональному назначению национальная одежда якутов, прочих народов Сибири, в том числе чукотская, подразделялась на:
- Повседневную;
- Промысловую;
- Дорожную;
- Празднично-обрядовую (свадебную, погребальную);
- Культовую (шаманскую, служителей буддийского культа).
У якутских и чукотских народностей гардероб не делился по сезонам, а также на белье и пальто, все было единым. В теплое время года донашивали старый, истончившийся зимний гардероб.
Наряд дальнего востока
Сибирь
Особенности русского народного костюма
В настоящее время самые старинные русские костюмы, которые сохранились в музеях до наших дней, датируются началом 18 века. Некоторые образцы сохранились в частных коллекциях, а некоторые передавались как память в богатых крестьянских семьях. Во время становления советской власти в России многие зажиточные крестьяне были репрессированы или высланы, поэтому одежда не сохранилась.
Ещё одним источником, по которому можно судить, как выглядела одежда наших предков, является литература. По картинкам и описаниям из старых книг можно видеть, как выглядел русский костюм в 16-17 веках. Более поздние образцы одежды можно восстановить только благодаря археологам, которые с помощью современных технологий могут определить не только внешний вид ткани, но и её состав и даже вышивку.
Судя по находкам археологов, русский костюм до начала 18 века был примерно одинаков. Один и тот же стиль наряда прослеживался как у простых крестьян, так и у знатных бояр. Только боярин мог себе позволить вещи из дорогой ткани и меховую шубу. Кроме того, его можно было сразу отличить по высокой бобровой шапке, носить которые могли только знатные люди.
Сильный урон традиционной русской одежде был нанесён Петром Первым, который запретил боярам одеваться в соответствии с древними обычаями. После этого русский костюм оставался только в среде крестьянства, купечества и мещанства. Правда, через некоторое время Екатерина Вторая возродила моду «а-ля русс», но это не слишком помогло, так как знать к тому времени привыкла к самым разным костюмам европейского кроя.
Последние традиционно русские костюмы надевали ещё в начале 20 века в деревнях, но лишь на свадьбы и крупные праздники.
Национальные костюмы Японии
Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.
Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).
В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.
Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.
Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.
Главные особенности русского костюма
Традиционные костюмы, которые использовались в русских губерниях вплоть до конца 19 — начала 20 века, отличались многослойностью, особенно женские модели. Поверх своей одежды замужние женщины надевали понёву. Уже просватанная девушка тоже могла одеть запашную понёву. Вся русская одежда имела следующие общие черты:
- Одежда обычно была свободного покроя. Это позволяло делить её всего на несколько основных размеров. Как правило, это был детский и взрослый размер. Чтобы подогнать её для конкретного человека, использовалась система вставок и различных завязок;
- В любом костюме обязательно присутствовал такой обязательный элемент, как пояс. Его главной функцией являлось поддерживание одежды. Кроме того, именно за пояс русские мужики засовывали ножи и топоры. В некоторых частях России пояса расшивались обережными орнаментами и символами;
- Ключевым элементом русского национального костюма была вышивка. По этим узорам можно было узнать не только родовую принадлежность, но и социальный статус;
- Праздничные костюмы отличаются яркостью и многообразием различных вставок, блёсток и бисерных украшений. Повседневная рабочая одежда, как правило, была серого цвета;
- Головные уборы считались неотъемлемой частью мужской и женской одежды. Наиболее знаменитым головным убором замужних женщин считается кокошник. Это праздничный элемент одежды, вопреки распространенному мнению, его в быту не носили. Вес кокошника в некоторых случаях мог достигать 5 кг.
Одежда на Руси считалась большой ценностью, поэтому переходила не только от взрослых к детям, но и через несколько поколений.
Головные уборы
Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:
- ленты;
- венцы и венки;
- повязки;
- обручи;
- красиво сложенные платки.
Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:
- кика — шапочка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
- кокошник — нарядный головной убор с высоким щитком надо лбом;
- повойник — плотная шапочка для повседневного ношения, украшена тесьмой, которая полностью закрывает волосы;
- сорока — кичка с твёрдым околышем, занижена в области лба и повышена с боков.
Под головным убором или поверх него замужние женщины традиционно носили платок — убрус. Им было известно множество способов украсить его и сделать частью нарядного костюма.
Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.
Особенности женского костюма на юге России и средней полосе
Основным элементом русского женского костюма юга России была всё та же длинная льняная или холщовая рубаха. Сверху на неё надевали понёву. Бывало так, что вместо понёвы надевался андорак, который представлял собой широкую юбку на тесьме или резинке. Сверху надевался запон и передник. В качестве головного убора использовалась кика и сорока. Вся женская одежда была богато украшена вышивкой. Рязанские костюмы были самыми яркими, а воронежские крестьяне расшивали свои вещи узорами из чёрных ниток.
В средней полосе России одежда состояла из рубахи, сарафана и передника. Головным убором служил кокошник и обычный платок. В северных районах часто встречались меховые душегрейки и шубы до пят. Каждая губерния славилась своими мастерицами, искусными в каком-либо рукоделии:
- В Сибири делались самые красивые кокошники;
- В Архангельской губернии делали самые лучшие кружева;
- В Тверской – лучшее шитье золотом.
Богатые женщины из купеческого сословия заказывали элементы своего наряда в разных уголках России.
В Великобритании
В Великобритании нет как такового народного костюма, имеются элементы, выделяющие британский стиль среди других.
- В Шотландии, например, наиболее известным является килт — шерстяная мужская плиссированная юбка в клетку. Сверху надевали рубашку, жилетку и пиджак из твида. На голову клетчатый берет с помпоном. Цвета национальной одежды шотландцев указывали на принадлежность к определенному клану. Каждой местности принадлежал свой рисунок ткани, для пошива килта. Гардероб шотландской женщины включал клетчатую плиссированную шерстяную юбку ниже колена, белую блузку и твидовый жилет, в холодное время накидывали большой платок или плед;
- Коренных ирландцев можно было узнать по лейне — это своеобразная ирландская рубаха, по крою напоминающая тунику; клетчатым штанам — трюс, а также длинным плащам, застегнутым брошью;
- Жительницы Уэльса носили фланелевую юбку и передник, сверху распашной сюртук, либо красную шаль, на голове платок или черную шляпу.
Эстонская одежда не отличалась особым изыском: просто скроенная рубашка с широкими рукавами шилась из бросовой ткани. Вместо юбки заворачивались в отрез плотной ткани, который закрепляли поясом. Наряд мужчин был еще проще — толстая рубаха, темные штаны, ткань для которых изготавливали сами в каждой семье, на ногах лапти.
Болгарская национальная одежда шилась из самотканой материи, исключительно представительницами слабого пола в строго указанное время. Болгарки носили шерстяной сарафан с глубоким вырезом и трапециевидной юбкой — сукман. Головной убор напоминал русский кокошник, был украшен росписью, монетами, бусинами, специальными полосками из металла. Так же украшали остальные элементы наряда, поэтому при ходьбе, издавался своеобразный шелестящий звук, это было особенностью жительниц Болгарии. Мужской национальный наряд делился на две категории:
- Чернодрешна — темный, скромный, грустный;
- Белодрешна — яркий, праздничный и веселый.
В его состав входили штаны, отороченные цветной полоской ткани, ремешок или платок, рубаха, жилет. Все детали были изящно отделаны.
Испанская национальная одежда у женщин значительно ярче, чем у мужчин. Она состояла из яркой, длинной, объемной, многослойной юбки с кружевом и оборками, или сарафана с корсетом. На голове — вуаль, которую поддерживал специальная заколка — пейнета. Часто испанки использовали накидки с капюшоном. Одежда мужчин испанцев называлась «короткий костюм» и состояла из небольшого жакета, брюк с высокой талией, рубашки, цветного пояса и широкополой шляпы. Не стоит забывать о достопримечательности Испании — кариде, а точнее о матадорах. Их одежда была полностью отделана золотой вышивкой, пиджак и штаны приталенного покроя с укороченными штанинами и рукавами, темная обувь и интересная шляпа черного цвета.
Немецкая одежда в глубокой древности была изготовлена из шкур и меха. В пятнадцатом веке появились шерсть и лен. По качеству костюмов немцев, было все понятно об их материальном достатке, виде деятельности, области обитания. Основой традиционного женского наряда были:
- Блузка;
- Корсет;
- Присборенная юбка с подъюбником;
- Кружевной фартук с вышивкой, завязки которого указывали на статус женщины (на боку слева — незамужняя, справа — замужняя, посередине — вдова).
Традиционный мужской костюм: жилет, пиджак, двубортный сюртук или куртку, широкие укороченные брюки (под которые приходилось надевать светлые, чаще голубые чулки) или кожаные штаны, некоторые использовали подтяжки, галстук. Шляпы с пером — неотъемлемая часть наряда. Немецкая одежда не требовала особого ухода, она была надежной и практичной, что характерно для этого народа. Цвета использовались сдержанные — серый, белый, коричневый. Обувь была закрытая, чаще кожаная, из-за влажного климата в стране.
Молдавская национальная одежда отличается искусной вышивкой различных орнаментов природной тематики. В стране было много фабрик по производству тканей, пошиву всех элементов гардероба. Основными цветами являлись черный, красный и белый, немного синего и зеленого. Мужчина-молдаванин был одет в белую рубаху свободного покроя, брюки льняные летом, шерстяные зимой, остроконечный головной убор. Поверх всего надевали жилетки со вставками из кожи, светлые длинные плащи, меховые шубы. Женщины Молдавии носили красивую светлую тунику с вышитыми мотивами, шерстяную юбку — катринцэ, подвязанную поясом или платком. Летнюю обувь плели из природного материала, для пожилых и детей вязали шерстяные пинетки либо валяли валенки.
Норвежская традиционная одежда во многих источниках называется бунад и считается праздничной. Норвежцев можно было узнать по:
- Длинным штанам, пояс которых напоминал корсет;
- Жилету с мотивами и пуговицами на передней стороне;
- Куртки;
- Толстых шерстяных гольфов с геометрическим рисунком;
- Белой просторной рубахе, рукава которой на запястье присбаривались.
Женщины сочетали блузки с юбками или сарафанами, передником, шерстяным жилетом или платком, накидкой или плащом. Гардероб представительниц слабого пола обильнее украшен и более яркий.
Германия
Болгария
Эстония
Испания
Молдавия
Норвегия
Традиционная мужская одежда в России
Традиционная мужская одежда в России была не такой разнообразной, как женская. Главным элементом костюма была длинная рубаха. В отличие от старых славянских нательных рубах, эти имели косой вырез слева. Именно по этой причине их и называли косоворотками. Однако на юге страны часто встречались и прямые вырезы.
Штаны были узкими, хотя иногда, в крестьянской среде, ещё встречались широкие модели. Держались на талии штаны за счёт специальной тесёмки, называемой гашником. Что касается материала, то штаны изготавливали из холщовой ткани или шерсти. Преобладали однотонные цвета или узкая полоска. В южных областях, казаки носили более традиционные шаровары, которые могли быть синего или красного цвета.
До сих пор оставался популярен широкий пояс, который часто украшался вышивкой. К нему могли привязываться кошельки, мешочки с табаком и прочие мелочи. В средней полосе России и на севере страны мужчины часто носили жилетки. Особенно популярен этот элемент одежды был у купечества и зажиточных крестьян. Широко использовались головные уборы из сукна. В более позднее время суконные мягкие шапки повсеместно были вытеснены картузами.
Национальные костюмы Бутана
Бутан — это единственная страна в мире, где местное население обязано носить национальную одежду. Национальный дресс-код (Дриглам Намжа) носят все, без него не пустят ни в одно государственное учреждение или другое приличное место, это нарушение общественного этикета. К туристам это, конечно, не относится.
Национальный костюм представляет собой подпоясанный халат — гхо. Дополнительно к нему одевают специальный шарф. У простолюдин он белый, у короля — желтый. Кто-то снимает верхнюю часть халата, когда на улице жарко или поддевают брюки, или спортивные трико, когда холодно. В целом, местных жителей это устраивает.
Как-никак, в Бутане вместо ВВП — индекс счастья.
Русская народная рубаха и её особенности
Начиная с тех времён, когда на территории современной России стали шить одежду из ткани, основным элементом костюма была длинная рубаха. Их носили все, от мала до велика, не взирая на возраст и социальное положение. Рубахи были одинакового кроя, отличаясь только качеством ткани и богатством вышивки. По вышивке можно было сразу понять, к какому сословию принадлежит человек. Детская одежда часто перешивалась из взрослой.
Все русские рубахи имели следующие общие черты:
- Покрой одежды был очень простой, а сама рубаха была очень просторной;
- Под мышками всегда вставляли ластовицу;
- Рукава шились очень длинными, бывало, что они закрывали всю руку с пальцами. Особенно длинные рукава были у женской и детской одежды;
- Рубахи были длинные, женские модели часто доставали до пола. Мужские модели могли доставать до колен и никогда не заправлялись в штаны;
- Девушки и женщины часто могли шить свою рубаху из двух разных по качеству материалов. Верхняя часть, которая была на виду, шилась из дорогой ткани и богато украшалась вышивками, а нижняя делалась из простой ткани;
- Большинство рубах украшалось вышивкой, причём она носила обережное значение. Данные узоры были отголоском язычества, и должны были защитить человека от нечистой силы;
- Существовали рабочие рубахи, праздничные и обрядовые.
Праздничные и обрядовые вещи часто передавались из поколения в поколение.
Общая характеристика
Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:
- Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
- Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
- Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
- Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
- Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
- Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
- Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.
Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.
Русский сарафан
После нижней рубахи, самым распространённым элементом женской одежды в средней и северной полосе России был сарафан. До 18 века сарафаны носили все слои русского общества. После реформ Петра Первого сарафаны стали носить только в среде крестьян. Вплоть до середины 20 века сарафаны оставались единственной нарядной женской одеждой женщин в России.
Судя по раскопкам археологов, первые сарафаны появились примерно в 14 веке. Чаще всего, нарядные и разукрашенные сарафаны носились на праздники вместе с кокошниками, которые бывали очень тяжёлыми.
Современная мода часто обращается к традиционному русскому стилю. Расшитые рубахи и сарафаны можно встретить на улице в повседневной жизни. Радует, что отечественные модельеры перестали слепо копировать западную одежду, и всё чаще черпают вдохновение в русских традициях.
Африканских народов
Африканская национальная одежда цветная, преимущественно натуральных, теплых оттенков. Особенностью мужского гардероба является укороченная туника — дашики или длинная — гран бубу, а также широкие брюки на завязках. Раньше часто вместо обычной одежды использовали кусок тканой материи, ее не сшивали, а оборачиваясь в несколько слоев, завязывали узлом на плечах, подмышкой или поясе. Таким же образом применяли рафию, длинными волокнами которой обматывали тело от талии до колен (мужчины) или на уровне груди (женщины).
В ЮАР и по сей день женщины надевают одежду из несшитых кусков ткани: один закрепляют вокруг груди, другой — вокруг бедер, поверх традиционной набедренной повязки. Это «кенте» у народов ашанти, «дамба» у малагасийцев, «шамма» у амхара.
Традиционной марокканской одеждой считается объемная туника с капюшоном — джеллаба, головным убором — феска, либо шапочка куфи, позволяющая придавать аксессуару различные формы. Коренные африканки носят платья свободного покроя, типа «летучая мышь», часто открывающие плечи. Украшения любят большие, но плоские, округлой формы, чаще из желтого металла. Дополняют косточками мелких животных, зубами хищников, кораллами, раковинами, камнями, перьями птиц.
Кубинцев
Часто Куба ассоциируется с сигарами Че Геваррой и Фиделем Кастро, но это еще и остров свободы, жители которого любят повеселиться. Этот момент не мог не отразиться в национальном костюме кубинца. Жители острова называют себя «маскарадно одевающимися», это не спроста, одежда пестрит яркими красками. Мужской наряд начинается с белой рубахи — гуябера, с многочисленными карманами. По одной из версий фасон придумал любитель сигар, чтобы всегда при себе иметь любимую пачку. По второй — карманы пришивали молодые парни, чтобы складывать плоды гуябы, а потом угощать девушек. Гуябера имеет на спине три складки, а на плече треугольник с пуговицами, что символизирует кубинский флаг. Следуя тем же целям, часто рубаху шьют полосатую в сине-бело-красной гамме. Женщины на Кубе носят широкие, пестрые юбки из ситца, украшенные воланами, на голове бантом повязывают платок, украшенный цветком марипоса. Кубинцы надевают широкополую соломенную шляпу — сомбреро. В качестве аксессуаров используются коралловые бусы, ожерелья из раковин, фарфора, стекла, серьги, браслеты. Одежду на Кубе шьют в основном из натуральных тонких тканей (хлопок, лен), это необходимость, связанная с жарким климатом.
В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на различия, у многих народностей в национальной одежде есть похожие элементы. Например, простого кроя рубахи, шаровары, кожаная обувь присутствовали часто. Люди шили сами из тех материалов, что были доступны. Важным моментом оставалась отделка костюма нитками и лентами, отражающая образ жизни разных народов мира.